На пресс-конференции, посвященной цифровой безопасности несовершеннолетних, обсудили случаи кибербуллинга – травли в интернете, которая нередко начинается с реального насилия.
Лицей. Группа девочек в холле общежития, избив одногруппницу, заставляют ее стать перед ними на колени и целовать им ноги. Произошедшее снимают на камеру мобильного телефона и выкладывают в Сеть. Через несколько дней потерпевшая девочка пытается покончить жизнь самоубийством: кухонным ножом режет себе предплечье.
Колледж. Трое подростков шесть месяцев истязают сверстника в общежитии: привязывают к батарее, окунают головой в унитаз. Происходящее – снова на видео, снова в соцсети, снова публичное унижение.
Слышать, читать такие истории больно. А они – здесь, рядом… Жертвы из этих историй столкнулись не только с буллингом, а еще и с его киберразновидностью – когда травля не заканчивается за стенами школы или общежития, а продолжается в интернете. Подвергнуться кибербуллингу может любой, но чаще всего от него страдают дети, подростки. Те, кто не всегда может дать отпор, кто боится рассказать, кто остается один на один со своей болью.
«Сегодня в правовом поле нет определения термина «кибербуллинг», – подчеркивает старший инспектор по особым поручениям отдела по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних ГУОПП МВД Роман Бардеев. Правоохранители данное явление чаще всего рассматривают как издевательство в цифровом пространстве: оскорбительные сообщения, травля в чатах, публикация унизительных видео. На вопрос, сколько людей становится жертвами буллинга, ответа нет: такая статистика не ведется.
На выявление случаев кибербуллинга сегодня направлены силы правоохранительных органов, системы образования, здравоохранения... Но ключевая роль, по мнению представителя МВД, – у родителей. Важно, чтобы дети не боялись обращаться к ним за помощью и получали поддержку близких. К тому же именно родители несут ответственность за своих детей.
Пусть не полностью, но частично сегодня у родителей есть и технические инструменты, чтобы обезопасить своих детей. Например, один из них – подключение родительского контроля, с помощью которого в том числе можно ограничивать доступ к определенным сайтам, приложениям. Подобный функционал можно найти как в специальных приложениях, так и в дополнительных услугах, подключаемых операторами связи. Но, по данным, озвученным начальником управления электросвязи и регулирования радиочастотного спектра Министерства связи и информатизации Республики Беларусь Дмитрием Корзуном, ими интересуется только 1% пользователей.
Работу, направленную против кибербуллинга, разворачивает и бизнес. С 2019 года компания МТС и ЮНИСЕФ реализуют совместную кампанию «За безопасное детство». Распространение информации, продвижение инструментов помощи, организация сбора средств в поддержку компании – основные направления инициативы.
Живые истории, комментарии психологов и педагогов, пути выхода из сложных ситуаций – полезной информации очень много. Она распространяется. И в виде печатной продукции, и через сайт kidspomogut.by, где все сведения разбиты по подборкам: для детей, родителей, учителей. Здесь же – телефоны, а также в чат, по которым в любое время можно получить не только информацию о буллинге, но и психологическую помощь. Причем доступна она как жертвам травли, так и их родителям, свидетелям буллинга.
В рамках инициативы разработан и воркбук «Как защититься от травли в интернете и самим не стать хейтерами», где на конкретных примерах и с помощью наводящих вопросов, практических заданий можно узнать об эффективных инструментах по предотвращению и прекращению травли в интернете для любой из ролей: жертвы, хейтера или свидетеля. Для проведения в школах классных часов по антибуллингу к изданию готовится специальное методическое пособие.
По словам руководителя группы по связям с общественностью компании МТС Марии Канасевич, с каждым годом об инициативе узнает все больше людей. Более 12 тысяч детей из разных регионов Беларуси уже прошли специально разработанный тест по кибербуллингу, более 7,5 млн человек посмотрели TikTok-ролики об инструментах помощи, почти 300 тысяч – обучающий медиаконтент, а очные лекции с психологами только в этом году собрали больше тысячи школьников в Гродно, Витебске и Гомеле.
КСТАТИ
НЕ ВИРТУАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
«Отечественное законодательство не содержит нормативного определения «кибербуллинга». Однако ответственность за разные его проявления предусмотрена.
Например, уголовная ответственность установлена за хулиганские действия, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества (ст. 339 УК), за доведение до самоубийства, в том числе путем систематического унижения личного достоинства (ст. 145 УК), угрозу убийством или причинением тяжких телесных повреждений (ст. 186 УК). Менее опасные противоправные действия, например, связанные с оскорблением являются административным правонарушением (ст. 10.2 КоАП)», – пояснил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры города Минска Михаил Мануилов.